От Бабая до хана - один шаг
29 мая 2006 года

К сожалению, среди татарской интеллигенции с самого начала возобладали идеи реваншизма и великодержавного татарского шовинизма - построения великого государства "Бердам татарлар" как точной копии советского имперского мышления, под знаменем красно-бело-зеленого цвета. Русскоязычное население, в том числе и многие татары, которые вернулись с обжитых мест, из других республик с надеждой на построение "Татар иле", вынуждены были снова покинуть свою малую Родину в связи с непониманием их проблем. Покинуть в связи с тем, что они не нужны здесь, не защищены, в том числе и морально (то и дело слыша обидное "килмешак залетный"!) не обеспечены работой, хотя и специалисты не хуже, чем местная интеллигенция. Татарская интеллигенция не смогла выпрыгнуть из советской коммунистическо-феодальной ментальности, где она пребывает и по сей день. Под зазывы президента-нефтемагната, под аккомпанемент гармошек и спутникового канала ТНВ политически наивные жители РТ стали просто строительным материалом для властной верхушки. Именно при активном участии татарской интеллигенции татарам вбивалась и продолжает внушаться мысль, что нужно потерпеть ради счастливого будущего своих потомков. Власть умело эксплуатирует такие извечные татарские национальные качества, как чадолюбие, стремление обойти конфликт, привязанность к родственникам, уважение и почитание старших.

И если сейчас в среде татарской интеллигенции и начали раздаваться робкие выражения недовольства - дескать, пора бы татарбаши в отставку, пусть придет другой - добрый "Бабай", то это показывает ограниченность этих людей, застывших в прошлом и никак не желающих расстаться со своими утопиями и грезами. А возможно, они просто не способны на изменения и развитие, поэтому и сохраняют сложившуюся политическую систему, как самые заинтересованные в ее укреплении.

Но если политическая элита придерживается ценностей сильного государства любой ценой, то обязательно появится Бабай. И, как показывает практика, все Бабаи стремятся стать ханами. Такова объективная закономерность, примеры которой мы видим в Туркмении, где воцарилась рабовладельческая тирания, в Узбекистане и Казахстане. Поэтому для спасения татарской нации через ее трансформацию нужна экономическая революция, причем не просто смена элит и кланов, а слом сохранившейся от Советов феодальной экономической системы, и принятие открытой рыночной экономики, хотя бы используя опыт экономического реформирования Башкирии.

Демократия в этой республике развилась в результате мощного противостояния башкирского и русского национализма. Причем русского национализма местного, башкирского происхождения. Население получило возможность видеть это противостояние, получило навыки участия в демократических дискуссиях и поэтому политически более образованно. Пора бы и татарской интеллигенции принять давно наступившую мировую реальность, где права и свободы человека не просто самоцель, а средство и способ совместного проживания человечества. И если укоренившиеся привычки командного мышления и группового, стадного поведения им изменить невозможно, то тогда сама интеллигенция должна сама себе сказать "Житте!" и дать дорогу молодым. И дать им возможность свободно пользоваться не только местными языками, но и мировыми, в том числе русским и английским, закрепив это законодательно, создав тем самым конкурентную интеллектуальную среду, остро необходимую для выхода Татарстана из состояния комы.

Айрат Хатмулла, «Честное слово»